Я леплю из пластилина. ТЕМА «ДАРЫ ЛЕСА».

Базовая тема «Лесные сокровища» изучает лепку грибов. В тему включены пять основных видов грибов, на базе которых можно лепить почти все растущие в подмосковных лесах грибы. При исполнении разнообразных форм грибов дети знакомятся с новыми приемами доработки исходных форм и соединения деталей между собой. Развивают глазомер, тренируются в пользовании схемами и условными графическими знаками, что приучает глаз к условностям чертежей. Тема насыщена разнообразием форм и универсальностью персонажей, воспринимается с интересом и активно выполняется. По плану попадает на зимнее время, когда так приятно вспомнить летне-осенний лес.

Композиция в теме может быть представлена в разных вариантах. Под названием «Дары леса» можно композицией сделать корзину с грибами. В этом случае повторная лепка корзины хорошо закрепляет изученный материал, позволяет потренироваться в преодолении робости и лени при исполнении сложных и трудоемких изделий. Но такая композиция вслед за овощами и фруктами, за всевозможными вкусностями на тарелках принципиально нового в размещении предметов не дает, а еще раз закрепляет известные сведения. Если композицию назвать «Лесные сокровища», то можно на каждом уроке при лепке одного какого-нибудь гриба создавать композицию с этим грибом, что и показано на учебном плакате. В этом случае предлагается к освоению следующий этап изучения приемов композиции. Композиция состоит примерно из трех грибов одного вида. Чтобы композиция была интересна зрителю, все предметы композиции должны быть разными по величине. Размещать их надо так, чтобы они не загораживали друг друга и были все хорошо видны. В то же время они не должны располагаться далеко и быть как бы по отдельности, не связанные между собой. Размещать их в ряд по росту тоже не следует. Самый большой должен быть в середине, а другие – по бокам для сохранения зрительного равновесия. Они должны расти как бы кучкой, как это и бывает в природе. Семейка грибов укрепляется на подставке с помощью травки, окружающей грибы. При лепке такой композиции надо напомнить детям самую первую композицию по размещению игрушек в теме «Магазин игрушек», где об этих правилах уже говорилось. При правильных пропорциях изделий и ярких цветах пластилина эти небольшие композиции выглядят весьма привлекательно. Кроме того, исполнение на уроке этих композиций автоматически активно закрепляет полученные знания по лепке гриба и не требует задания на дом. Можно придумать и другие виды композиций с грибами, например «Лесная полянка» и т.д. Можно предложить детям все виды композиций на выбор. Пусть делают те, которые их заинтересуют и какие им по силам. Композиции по теме «Лесные сокровища» успешнее исполняются более развитыми детьми и в старших классах.

Изделие «Подосиновик»

Подосиновик лепим молодой, с еще не раскрывшейся шляпкой.

Нотация на изделие «Подосиновик»

1. Подготовить пластилин для шляпки красного или оранжевого цвета. Раскатать из него шар средних размеров (рис. 18а).

077.jpg
Рис. 18а

2. Положить шар на доску, держа его пальцами за боковую поверхность. Надавливая пальцами вниз, поворачивать шар на доске, пока высота шара не уменьшится примерно на одну четверть или на одну треть (рис. 18б). С нижней стороны часть шара превратится в круглую плоскость. Остальная часть шара должна остаться круглой. Поэтому при придавливании держать шар надо аккуратно, пальцами давить вниз, стараясь не поломать его круглую форму.

078.jpg
Рис. 18б

3. Подготовить пластилин для лепки ножки гриба. Взять белого пластилина количеством как для шляпки, добавить черного пластилина с зернышко, перемешать до однородного сероватого цвета. При получении очень темного цвета поправить добавлением белого пластилина.

4. Раскатать цилиндр толщиной, равной плоскому кругу на шляпке (рис. 18в). Толщина ножки и плоскость шляпки должны совпадать. Техника такая: раскатывать и прикладывать к шляпке. Когда размеры совпадут, раскатывание закончить.

5. Отрезать от цилиндра неровный конец перекатыванием. От ровного конца отложить две толщины цилиндра и также отрезать перекатыванием.

6. Ножку и шляпку соединить придавливанием, стараясь не поломать их формы (рис. 18г).

079.jpg
Рис. 18в

080.jpg
Рис. 18г

Если один гриб украсить травкой, что придаст ему большую устойчивость, то такое изделие уже будет законченным и вполне эстетичным (рис. 18д). Но назвать его композицией еще нельзя. Для композиции требуется вылепить еще один-два гриба и соединить их (рис. 18е). Размер гриба зависит от величины шара для шляпки. От размера шляпки зависит размер ножки и величина всего изделия. Поняв эту зависимость, дети могут самостоятельно вылепить еще два гриба разных размеров, разместив их на подставке. Затем показываем лепку травки для завершения композиции.

081.jpg
Рис. 18д

082.jpg
Рис. 18е

Изделие «Травка»

Нотация на изделие «Травка»

1. Подготовить зеленый пластилин и раскатать из него цилиндрический жгут толщиной с карандаш (рис. 19а).

083.jpg
Рис. 19а

2. На верхней стороне жгута вдоль него сделать защипы пальцами (рис. 19б).

084.jpg
Рис. 19б

3. Продольные защипы еще раз защипить поперек. Сделать острые «клювики» (рис. 19в). Получится ряд травинок.

085.jpg
Рис. 19в

Такие ряды травинок можно использовать в любых композициях, огибая ими изделия или укладывая их рядами и изображая часть поля, луга, на котором растут цветы, грибы, деревья. На изделии или на композиции травка укрепляется примазыванием снизу, как жгут-сугроб вокруг новогодней елки.
Гриб подосиновик состоит из простых форм, почти чисто исходных. Но заданные пропорции придают изделию определенный вид. Вылепив несколько разных по размеру грибов, но с заданными пропорциями, мы увидим, что все грибы похожи между собой, как близнецы, только разной величины. На этом изделии очень удобно еще раз поговорить о роли и значении пропорций в изделии. Покажем детям, что изменение пропорций этих простых форм изменяет вид изделия. Если шляпку гриба вылепить не из красного пластилина, а из буро-коричневого, а длину ножки сделать длиннее на одну толщину, то есть в длину отложить не две толщины цилиндра, а три, то получим молоденький подберезовик. Сделав ножку тоньше, и из белого пластилина, мы получим молодую сыроежку. Для сыроежек шляпку можно лепить из любого цвета пластилина. В природе они бывают самых разных цветов. Так можно показать, что изменение какого-нибудь одного размера заданной пропорции существенно влияет на вид изделия.
Дополнительную информацию о сорте гриба дают хорошо подобранные цвет, форма и пропорции ножки. Например, коричневая шляпка и белая ножка, сделанная из конуса, могут быть только молодым белым грибом – боровиком, и ничем иным. Красная шляпка с белыми крапинками и цилиндрическая белая тонкая ножка – это, без сомнения, молодой мухомор и т.д.

Изделие «Боровик»

Нотация на изделие «Боровик»

1. Подготовить пластилин коричневого цвета. Раскатать шар средних размеров (рис. 20а).

2. Шар придавить на доске ладонью, как изделие «торт» (рис. 20б).

086.jpg
Рис. 20а

087.jpg
Рис. 20б

3. Вытянуть край выпуклой формы (рис. 20в). Положить плоскую часть шляпки гриба на указательный палец, а большим пальцем гладить выпуклую часть от середины к краю до указательного пальца. При выглаживании формы надо слабо нажимать на пластилин с одинаковой силой и равномерно передвигать пальцы по окружности, следя за одинаковостью толщины края. Наружный край раскрытой шляпки гриба не должен быть слишком тонким и острым, а шляпка не должна потерять свою круглую форму.

088.jpg
Рис. 20в

4. Из белого пластилина раскатать конус средних размеров и средних пропорций соразмерно шляпке (рис. 20г).

5. Придавить на доске широкую выпуклую часть конуса (рис. 20д). Взять пальцами за боковые стенки конуса и, надавливая вниз, поворачивать конус вокруг оси. При вращении конуса придавливание происходит легче и аккуратнее.

089.jpg
Рис. 20г

090.jpg
Рис. 20д

6. «Покрасить» белым пластилином нижнюю плоскость шляпки. Для этого из мягкого пластилина раскатать шар размером с горошину, придавить его в тонкую лепешку, положить на плоскую часть шляпки и размазать пластилин до краев шляпки.

7. В центр круглой плоскости крепко придавить конус-ножку острым концом. Для более крепкого соединения деталей и аккуратности – стеком или пальцем загладить шов между шляпкой и ножкой (рис. 20е).

Слепив еще два гриба разных размеров, соединить их травкой и укрепить на картоне (рис. 20ж). Композиция должна выглядеть красиво и интересно. Учителю следует проследить за качеством формы, соразмерностью деталей в изделиях и помочь детям в компоновке изделий.

091.jpg
Рис. 20е

092.jpg
Рис. 20ж

Базовое изделие «Лисичка»

Форма гриба лисичка универсальна. Рыжая – это лисичка, коричневая – свинушка, черная – чернушка, розовая – волнушка, белая – молоканка или груздь и т.д.

Нотация на изделие «Лисичка»

1. Подготовить пластилин оранжевого цвета и раскатать неполный конус средних размеров и средних пропорций (рис. 21а).

2. В середину толстой части конуса вдавить палец и, поворачивая конус вокруг оси, раскрутить конусное углубление примерно до одной трети длины конуса (рис. 21б).

093.jpg
Рис. 21а

094.jpg
Рис. 21б

3. Несильно и равномерно сдавливая край расширенной части, слегка вытянуть его (рис. 21в).

4. На боковой поверхности конуса стеком провести линию, отделяющую высоту ножки гриба от шляпки.

5. По наружной поверхности широкой части гриба, то есть по поверхности шляпки, стеком часто провести продольные линии до ножки, обозначающие пластинки (рис. 21г), поскольку гриб относится к пластинчатому типу грибов. Такие же линии желательно проводить на шляпках всех пластинчатых грибов и ничего не рисовать на шляпках трубчатых грибов, таких, как боровик.

095.jpg
Рис. 21в

096.jpg
Рис. 21г

6. Если исполняемый гриб в композиции по своим размерам будет изображать старый гриб, не молоденький, то следует край шляпки слегка отогнуть вниз (рис. 21д).

7. Композиция составляется из нескольких разновеликих и разновозрастных грибов в травке и укрепляется на картоне (рис. 21д). Картон целесообразно обрезать по форме, занимаемой травкой.

097.jpg
Рис. 21д

Изделие «Мухомор» (дополнительное)

Изделие более сложно по исполнению и многодельно.

Нотация на изделие «Мухомор»

1. Подготовить пластилин красного цвета и раскатать шар средних размеров (рис. 22а).

098.jpg
Рис. 22а

2. Придавить шар на доске, как для исполнения выпуклой шляпки гриба (рис. 22б).

099.jpg
Рис. 22б

3. Вытянуть край шляпки, изменяя выпуклую поверхность на плоскую конусную. Выполняется следующим образом: положить плоскую поверхность шляпки на палец, другим пальцем гладить выпуклую поверхность от центра к краю, довольно сильно надавливая на шляпку. Равномерно передвигая шляпку в пальцах, визуально следить за превращением округлой поверхности в плоскую конусную (рис. 22в). Надавливать надо аккуратно. Возможно, что за одно действие прямой линии от центра к краю не получится. Понадобится 2–3 раза повторить проглаживание по окружности шляпки. Проверка ровной прямой плоскости прикладыванием обратной стороны стека от центра к краю.

0100.jpg
Рис. 22в

4. Из белого пластилина раскатать цилиндрический жгут толщиной, соразмерной шляпке. Вырезать из жгута цилиндр. Длина цилиндра должна быть равна четырем частям его толщины (рис. 22г).

0101.jpg
Рис. 22г

0102.jpg
Рис. 22д

5. Раскатать жгут вдвое тоньше цилиндра из того же белого пластилина, обогнуть им один из концов цилиндра и примазать к его боковой поверхности цилиндра. Примазывать надо, изменяя форму жгута. При примазывании толщина жгута делается меньше, часть материала жгута расходуется на плавное соединение с цилиндром. Ножка гриба получает как бы округлое расширение, которое обычно бывает у мухомора и некоторых других поганок внизу ножки.

6. В верхней части ножки у мухоморов бывает поясок от пленки, покрывающей молодую шляпку снизу, потом, при раскрытии шляпки, разрывающейся. Поясок делается также из жгута белого цвета, но более тонкого. Оборачиваем им цилиндр недалеко от другого конца. Жгут примазываем снизу и сверху к цилиндру, а оставшуюся часть жгута вытягиваем пальцами. То есть пальцами сжимаем жгут только в одном направлении, а не в двух, как травку (рис. 22д).

7. Плоскую нижнюю часть шляпки «покрасить» белым пластилином, в центр придавить верхний конец ножки и шов загладить. Шляпку можно укрепить на спичку, будет прочнее. Но примазывать (заглаживать) шов все равно надо, чтобы шляпка зрительно не отделялась от ножки.

8. Нанести снизу шляпки рисунок пластинок, как у всех пластинчатых грибов, а сверху украсить белыми кружочками, придавливая на шляпку мелкие шарики (рис. 22е).

0103.jpg
Рис. 22е

Изделие повышенной сложности, требует от учителя начиная с третьего пункта проводить весь комплекс информационного обслуживания: объяснения по плакату, показ на пластилине, по рядам, контроль и индивидуальную помощь.

Марина ГЛАЗОВА, Рисунки Н.Трениной

На мой взгляд, самый лучший пластилин – испанский пластилин Jovi

Опубликовано 11 Ноя 2007 в 4:39 пп. Рубрика: Рисуем, лепим, клеим.. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.




Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

Ваш отзыв